«Золотая маска» снова в Сургуте

«Золотая маска» снова в Сургуте

14.12.2018

Престижный национальный теа­тральный фестиваль после долго­го перерыва – он был в Сургуте в 2006 году – приехал в наш город. 28 и 29 ноября при поддержке Сургутнефтегаза на сцене ДИ «Не­фтяник» в рамках фестиваля сургутяне посмотрели спектакль «Че­ловек из ресторана» знаменитого театра «Сатирикон».

– Я считаю, что неплохо разбираюсь с театральной картой нашей страны, и Сургут входит в число не самых больших, но очень театральных северных городов. С Сургутом у меня давние связи: несколько раз я был со своими спектаклями и концертными про­граммами, да и в Высшей школе сценических искусств, где я преподаю, обучается немало очень сильных студентов из Сургута и Хан­ты-Мансийска. И я очень рад, что мы смогли сюда привезти наш недавний, но уже полю­бившийся зрителям спектакль «Человек из ресторана», – признался художественный руководитель «Сатирикона», исполнитель главной роли Константин Райкин.

Спектакль основан на одноименной по­вести Ивана Шмелева. «Я несколько меся­цев работал в архивах Ленинской библио­теки, где расшифровывал его рукописи. По­черк у писателя был очень непонятным, он фактически без отступа писал слова, потом перечитывал, что-то убирал, что-то остав­лял. И так из 10 страниц оставалась одна. Почти так же мы работали и над постанов­кой – ставили один акт на четыре часа, по­том убирали лишнее и оставляли только час», – рассказал режиссер спектакля Егор Перегудов.

В центре сюжета – судьба официанта Скороходова, типичного «маленького чело­века» из классической русской литературы. На протяжении трех напряженных часов зритель наблюдает за хитросплетениями жизни главного героя, служащего в феше­небельном ресторане.

Самые волнующие моменты вече­ра – когда в герое Райкина просыпается человеческое достоинство, чуть-чуть распрямляется спина, и Скороходов перестает, пригнувшись, точно между столами в ресторане, скользить между событиями.

– В этом спектакле мы не завуалировали ничего – все здесь очень понятно и просто. Мы лишь хотим, чтобы у зрителя, который посмотрит его, наконец-то нашлось время подумать о самых важных вещах, которые откликаются даже не в голове, а в сердце, душе. Сейчас на такие размышления не хватает времени, а порой стоит оста­новиться и задать себе вопрос: так ли я живу? – говорит Егор Перегудов.

«Человек из ресторана» успешно идет в Москве. Видели его и в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Калининграде, Таллине - и везде аншлаг. Все благодаря сатириконовской энергии, бешеному темпераменту ак­теров, костюмам, созданным по фотографи­ям 1910-х годов, музыке Петра Айду, свету и декорациям.

– Монтаж сцены – процесс очень непро­стой и длительный. Тем более, что декора­ции у нас сложные. Но все наши просьбы слышат, понимают и откликаются, а это до­рогого стоит, – отозвался режиссер о воз­можностях ДИ «Нефтяник».

Сцена дворца искусств уже не в пер­вый раз удивляет зрителей необычными и сложными постановками. Руководство при­знается: для них главное, чтобы от сургутян был отклик.


Золотая премия

Национальная театральная пре­мия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров. Особое внимание «Золотая маска» уделяет гастрольной деятель­ности, с 2000 года организуя програм­му «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время прошло более 100 проектов в 48 городах от Ар­хангельска до Южно-Сахалинска.

Юлия ГИРИЧ

Фото Вадима ВИДЯЙКИНА