Высокие технологии искусства

Высокие технологии искусства

27.02.2019

Дворец искусств «Нефтяник» – один из крупнейших концертно-театральных комплексов страны, органично соединивший искусство и технику. В его дизайне торжественность и лаконичность, плавность природных линий и стремительность хай-тека, традиционность и футуристические мотивы. Для воплощения этого смелого инженерного решения в жизнь была проделана грандиозная работа, и теперь можно с гордостью утверждать: по техническим возможностям ДИ «Нефтяник» равен ведущим театрам и концертным залам России. Его новейшее оборудование дает уникальные возможности для творчества. ДИ «Нефтяник» многогранен. Как само Искусство! 
Коллектив «Нефтяника» способен организовывать мероприятия любого формата и уровня: от частных вечеринок до юбилеев огромных предприятий, от городских праздников до федеральных и международных гастрольных проектов. Руководит этим уникальным творческим производством директор Сергей СОКОЛЬНИКОВ.


Сергей Владимирович, Вы руководите большим коллективом компетентных специалистов, большинство из которых – люди творческих профессий: режиссеры, артисты, сценаристы, художники… Как Вам удается находить общий язык со всеми?

– У меня основное образование – техническое, и до назначения на должность директора я работал в ДИ «Нефтяник» главным инженером. Но поскольку в нашем дворце сосуществуют и успешно взаимодействуют для общей цели искусство и технологии, то все технические специалисты просто уже не могут не творчески подходить к своим обязанностям. Они тоже в своем роде – люди творческих профессий. Например, механики сцены должны обладать развитым воображением, уметь представить себе желаемую «картинку» во всех мельчайших подробностях, понимать замысел режиссера, а также держать в памяти множество деталей процесса: что и как работает, когда и как поднимаются и опускаются штанкеты, площадки и многое другое... Художники по свету — отдельная история. Это люди особой касты, так как их титанический труд, по сути, оживляет ту «картинку» — происходящее на сцене. И, конечно же, неотделимая часть всего процесса — специалисты по звуку и видео, которые погружают зрителей в тот мир, который и называется искусством. Все работники наших технических служб в совершенстве владеют умением слышать, видеть и ощущать. Такое под силу только творческим людям! Я, по мере своих возможностей, стараюсь погружаться в эту атмосферу, чтобы сродниться с беспрерывным творческим процессом и ощущать себя его частью. Мне это очень нравится, и мы находим общий язык как с творческими, так и с техническими специалистами.

– Творчество и дисциплина – несовместимые понятия?

– Великий режиссер Константин Станиславский отмечал, что искусство требует порядка, дисциплины и точности. Сам Станиславский считал дисциплину обязательной составляющей творческого процесса! Я люблю порядок, а из-за того, что большинство наших работников – специалисты творческой направленности, ситуации возникают разные. Где-то приходится проявлять строгость, а в каких-то случаях нужно просто поговорить, вникнуть в суть проблемы и понять причины. Происходит взаимообмен: либо я открываю для себя что-либо с новой стороны, либо работники. Это правильно, так должно быть! Людям, которые работают на совесть и вкладывают душу в свое дело, просто некогда нарушать дисциплину.

Уникальные технические возможности «Нефтяника» оценили по достоинству руководители и артисты ведущих драматических, балетных и оперных театров страны. Какие гастрольные проекты «Нефтяника», на Ваш взгляд, получились наиболее удачными?

– Я считаю, что практически каждый гастрольный проект по-своему интересен и уникален. Еще задолго до открытия нового здания «Нефтяника» публичное акционерное общество «Сургутнефтегаз» приглашало на гастроли истинных творцов, – тех, чье предназначение не развлекать, а создавать некий эталон. После того, как обновленный дворец успешно продолжил свою работу, у сургутян появилось еще больше возможностей приобщаться к лучшим образцам сценического искусства. 

В 2018 году на сцене ДИ «Нефтяник» выступили труппы Театра имени Евгения Вахтангова, театра «Сатирикон» и ТЮЗа имени Александра Брянцева, состоялись концерты симфонического оркестра Мариинского театра, Хора Турецкого. Все сотрудничавшие с нами коллективы уезжали с чувством удовлетворения, с осознанием того, что у них получилось, что их оценили по достоинству. В этих успехах есть существенная заслуга коллектива «Нефтяника»: менеджеров, технических специалистов, административной службы. Доброжелательное отношение, отлаженная работа сценического оборудования, качественный продукт – вот составляющие того впечатления, которое впоследствии окажется незабываемым.

По поводу доброжелательного отношения. В одном из зрительских отзывов о визите в «Нефтяник» было написано, что настроение поднимало все: от дизайна здания до улыбающихся работников гардероба.

– Мы ведем соответствующую работу, но дело не только в ней. Каждый день нужно начинать с улыбки, независимо от того, кем трудишься: охранником, администратором, офисным служащим. Одна-единственная улыбка способна сделать много и для всех. Помните символ театрального искусства – маски комедии и трагедии, улыбающуюся и плачущую? Я бы оставил только комедийную (улыбается). Да, все взаимосвязано, одно без другого не живет, но свою позицию каждый выбирает сам. Я – оптимист, поэтому мне импонируют люди энергичные, позитивные, которые всегда к чему-то стремятся, придумывают что-то новое. Мне импонируют люди действия. Ведь получится ли у нас задуманное, будет ли хорошая ситуация в стране и у нас самих, – зависит только от нас.

– 2019 год объявлен в России Годом театра. Это значит, что следует ожидать удвоенной активности от театральных коллективов?

– В «Нефтянике» давно и плодотворно работает коллектив «Два с половиной», чьи спектакли неизменно собирают аншлаги. Из их новинок меня лично впечатлил «Ревизор XXI» – классическая комедия в несколько осовремененной обработке. Там есть отсылки к нашим реалиям вроде гаджетов, смартфонов, SMS-сообщений. Эти приемы оправданы, потому что понятны подрастающему поколению. С молодежью надо говорить на ее языке. Я наблюдал за пришедшими на спектакль школьниками. Перед началом они болтали, шумели, потом перешептывались, а потом, услышав знакомые фразы, начали «подключаться» к происходящему на сцене, эмоционально реагировать на него. Это очень интересно! Ребята из театра «Два с половиной» умеют интегрировать классику в современность, умеют находить верный подход к столь непростой аудитории. Их спектакли непродолжительные по времени, но за этот час режиссер и актеры успевают раскрыть саму суть произведения. Они родились с этим умением и с удовольствием живут в творческом процессе. 

Кстати, о Годе театра! Нам видится добрым знаком, что именно в январе 2019 года коллектив «Два с половиной» открыл свою студию. Теперь актерское мастерство смогут осваивать все желающие взрослые. А для юных театралов у нас открыты студии «Фантазёры» и «Универсальный артист».

Какие гастрольные проекты ожидают сургутян в ближайшее время?

– 2 и 3 марта популярный хореографический коллектив Тюмени, театр Дмитрия Ефимова «Европа» представит вниманию зрителей хореографический спектакль «Парфюмер» по мотивам бестселлера Патрика Зюскинда. «Парфюмера» надо посмотреть всем, там хороша каждая деталь: интересный, но при этом свежий и незаигранный литературный первоисточник, актерские работы, костюмы, визуальное оформление, сама подача материала. В этом спектакле не требуется слов, все прекрасно рассказывается на языке танца.

30 и 31 марта на сцене «Нефтяника» выступит московский «Ведогонь-театр» с тремя постановками: драмой «Бесприданница» по хрестоматийной пьесе Александра Островского, камерной комедией «Пришел мужчина к женщине» по пьесе современного драматурга Семёна Злотникова и детским спектаклем по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». И это только начало театрального года.

В «Нефтянике» юные и взрослые сургутяне получают возможность не только быть наблюдателями, но и самим приобщаться ко всем видам искусства. Расскажите о кружках и студиях.

– Раскрытие творческого потенциала жителей Сургута и Сургутского района – одно из ключевых направлений нашей работы. Эстрадный вокал, классический, современный, испанский и восточный танец, актерское мастерство, рисование и даже мультипликация – заинтересованным людям остается только выбирать. На сегодняшний день в «Нефтянике» работает 14 студий и хобби-классов. Мы открыты для людей всех возрастов и социальных категорий.

Еще стоит обратить внимание на ряд существенных моментов: во-первых, в «Нефтянике» самая умеренная плата за занятия; во-вторых, мы сами отшиваем все костюмы для выступлений, без привлечения средств студийцев или их родителей; в-третьих, создаем все условия, необходимые для полноценного творческого досуга и саморазвития.

Расскажите о главной миссии ДИ «Нефтяник».

– У нашей главной миссии две составляющие. Первая – это приобщение сургутского зрителя к искусству. Мы стараемся помочь ему ощутить себя причастным к художественному творчеству и ценить это чувство причастности. Вторая – это эстетическое воспитание подрастающего поколения, наших детей. Наше будущее зависит от того, что именно и сколько мы сейчас в них вложим.

– Что Вы пожелаете настоящим и будущим зрителям, друзьям «Нефтяника»?

– Прежде всего – здоровья. Как физического, так и духовного. О физическом здоровье позаботятся наши уважаемые медработники, а о духовном будем заботиться мы!


Кстати. На сцене большого концертно-театрального зала ДИ «Нефтяник» выступали популярные медийные персоны и деятели высокого искусства, артисты ведущих театров страны: Мариинского, Академического Малого драматического театра – Театра Европы под руководством Льва Додина, Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, Государственного Театра Наций под руководством Сергея Безрукова, Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото Ирека КАМАЛЕТДИНОВА