Спектакль «Элен и Эльза»: Притча о любви

Спектакль «Элен и Эльза»: Притча о любви

17.04.2020

Подготовка к спектаклю – процесс, который лучше не прерывать. Но Егор ДРУЖИНИН, Дмитрий МАСЛЕННИКОВ и сёстры Анастасия и Виктория МИХАЙЛЕЦ, как истинные профессионалы, успели не только тщательно подготовиться, должным образом настроиться на выступление и покорить сургутских зрителей, но и побеседовать перед спектаклем с корреспондентом «ПРОарта» об искусстве танца, любви к профессии и секретах мастерства.

– «Элен и Эльза» – история, созданная специально для сценического воплощения в пластике. Но в числе ваших работ также есть пластический спектакль по рассказу Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла». Какие прозаические произведения, на ваш взгляд, идеально подходят для перевода на язык танца?

Егор Дружинин, режиссёр, хореограф, актёр: – Любые. Те, которые можно визуализировать на сцене в пластике. Например, в «Ангеловой кукле» мы без слова не могли обойтись, и не было такой задачи. Потому что проза Кочергина хороша не только темой, но и изложением. Нам не хотелось терять этот материал, полностью заменяя его пластикой. Всё-таки пластический театр – это не пантомима, нужно свести к минимуму обозначения.

– «Элен и Эльза» для вас – история реалистическая или символическая, как притча?

Е.Д.: – Почти каждая вещь, которой я занимаюсь, – это притча. Они могут разниться в жанрах, в сюжете, но почти каждая из них выстроена на метафорах.

– «Элен и Эльза» – это притча о таланте, упорстве, жизненных перипетиях…

Е.Д.: – В первую очередь – о любви. Самое главное – это любовь. Причём как любовь сестринская, так и любовь двух сестёр к одному человеку, любовь к матери, отцу. Та самая, которая во многом формирует нас, определяет, как мы впоследствии пойдём по жизни. Потому что нас формируют не только впечатления, но и наши собственные устремления. Детские устремления обращены на родителей. В этой истории они – отправная точка.

– Дмитрий, это уже не первый ваш приезд в Сургут: в 2017 году вы работали с постановочной командой ДИ «Нефтяник» над иллюзионным шоу-спектаклем «Здесь живут чудеса!». Каковы ваши эмоции от возвращения?

Дмитрий Масленников, хореограф, актёр: – Эмоции самые приятные! Работая над шоу, мы провели во дворце искусств Нефтяник» очень много времени, и возвращение сюда можно сравнить с возвращением в родные пенаты. Интересно увидеть, как выросли ребята из танцевальных коллективов «Вдохновение», «Мгновение», «Экзерсис» и «Забава». Ностальгия!

– Пластический спектакль, экспериментальный балет – жанр специфический. Что необходимо такой постановке, чтобы не просто найти своего зрителя, а стать кассовой?

Д.М.: – Я не считаю, будто это некая узкая ниша. Нынче хореография очень популярное направление. Поэтому чтобы танцевальный проект стал удачным, он должен быть воплощён талантливыми людьми. Это единственное условие.

– Спектакль ставили разные авторы. Как удалось достичь единства?

Д.М.: – Да, эту работу создавали совместными усилиями Егор Дружинин, я, Ульяна Бачерникова, Ирина Кононова. Но у нас получилось целостное произведение, в котором не ощущаются четыре разных творческих почерка. Нам удалось сделать так, чтобы всё это приобрело единую смысловую и хореографическую нить.

Мы знакомы друг с другом не первый год, поэтому творческое взаимопонимание возникло легко и естественно. Музыка Тимура Самигуллина тоже потребовала от нас определённой эстетики – пластической, движенческой, танцевальной. Мы прониклись историей и, думаю, нам всем удалось поймать нужную эмоциональную волну. В итоге создаётся впечатление, будто спектакль ставил один человек.

– Какими качествами должен обладать настоящий танцор?

Анастасия и Виктория Михайлец, актрисы, финалистки шоу «Танцы на ТНТ»: – Силой воли, трудолюбием и, в первую очередь, любовью к своему делу. Вот три главные качества.

– Сколько часов в день необходимо заниматься, чтобы достичь хорошего результата?

В.М.: – У каждого по-своему. Лично мы стараемся заниматься три раза: утро начинаем с растяжки или какого-то экзерсиса. Потом проводим занятия у детей, в процессе которых показываем всё сами и оттачиваем движения. И вечером тоже тянемся, выполняем упражнения.

А.М.: – Но это когда нет репетиций.

В.М.: – А если есть репетиция, то после неё мы возвращаемся настолько уставшие, что уже не до занятий (улыбается. – Прим.авт.). Тогда остаются силы только дойти до кровати. Но в среднем тем, кто хочется добиться успехов, требуется заниматься минимум два часа в день.

– «Элен и Эльза» для вас – это история о любви или о преодолении?

А.М.: –Думаю, больше о самой жизни. И она очень близка нам. Мне кажется, сама судьба так распорядилась, чтобы мы исполняли главные роли в этом спектакле. Всё не просто так, и мы в это верим!

В.М.: – Да, случайности не случайны. «Элен и Эльза» – это очень близкий нам спектакль, и мы его не играем, а проживаем. Мы в это верим, мы через это проходили. В этом спектакле показана любовь во всём многообразии: к себе, к другому, к своему делу. А также сложные жизненные ситуации и взаимоотношения между близнецами.

А.М.: – Думаю, каждый человек может найти в этом спектакле нечто, созвучное лично ему, узнать себя, свою жизненную линию.

– Что вы посоветуете начинающим исполнителям?

В.М.: – Не жалеть времени, не жалеть себя. Но всё-таки соблюдать меру во всём, не переусердствовать, работая на износ. В юношеском возрасте ты переоцениваешь свои силы, полагая, будто можешь всё, а этого делать нельзя. Надо понимать, что впереди целая жизнь, и если сейчас доводить себя до изнеможения, то потом могут пропасть не то что силы, а даже само желание. Надо чувствовать эту грань.

А.М.: – Самое главное – это любовь к искусству танца и желание заниматься им. Если ты любишь то, что делаешь, то у тебя не возникает вопросов, зачем и почему ты уделяешь этому больше времени, нежели чему-либо другому.

– Что необходимо сделать в первую очередь для успешного выступления?

В.М.: – Хорошо разогреться и правильно настроиться. Потому что плохой разогрев мышц – это прямой путь к травме, к сожалению. А без настроя мы не можем выйти на сцену. Тут нужен опыт публичной работы и понимание того, что ты танцуешь для зрителя.

А.М.: – Мы выходим на сцену для того, чтобы нас поняли и услышали другие люди. Мы работаем не для себя, а для публики.

P.S. Экспериментальный балет «Элен и Эльза» не только собрал в ДИ «Нефтяник» аншлаг, но и завершился настоящей овацией. Зрители восхищались всеми составляющими действа: красотой и мастерством исполнителей, смелой подачей сюжета, экспрессией и откровенностью высказывания, вниманием создателей к каждой детали. Такой танец можно по праву назвать выражением любви: к жизни со всеми её радостями и горестями, взлётами и падениями, к искусству и, конечно, к зрителям. Столь сильная любовь может быть только взаимной!

Беседовала Анна СМИРНОВА 

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ