Сотворяя реальность

26.01.2019

Театральный художник. Что отличает его от просто художника? Прежде всего – желание работать в команде, умение наслаждаться увлекательным процессом совместного творчества и постоянным обменом идеями.   

О работе художника-сценографа, воплощении в жизнь режиссёрской концепции и творческом поиске нам рассказала Мария САБЛИНА – выпускница Британской высшей школы дизайна (Москва), молодой специалист ДИ «Нефтяник».

– Мария, вы родились и окончили школу в Сургуте, потом учились в Ханты-Мансийске, жили в Москве, теперь вернулись. Какие эмоции у вас вызывает Сургут?

– Я нахожусь под очень хорошим впечатлением от Сургута, абстрагируюсь от прежних представлений и раскрываю его с новой стороны, исследую, принимаю таким, какой он есть… и избегаю сравнений. Думаю, наша главная задача – найти сургутскую самобытность.

Сургут – это первый город, в котором я впервые за много лет почувствовала желание остаться. Море, южные красоты, архитектурное великолепие – всего этого не нужно, когда ты просто счастлив. Счастлив ощущать себя на своем месте! Сургут дает возможность жить в комфортной, но при этом необычной обстановке и обладает большим потенциалом. В том числе и культурным.

– Что повлияло на Ваш выбор профессии? Многие занимаются искусством, стремятся к успехам, но в некий переломный момент решают перевести творчество в разряд хобби…

– Я с детства знала, что буду художником. Но после окончания колледжа в Ханты-Мансийске поняла, что нужно выбирать из множества направлений этой профессии. Просто получая навык рисования, невозможно стать нужным, полезным этому обществу. Необходимо найти собственную индивидуальность, определиться, что ты хочешь нести людям с помощью своих знаний и умений.

За период учебы я сменила несколько направлений: художник по батику и гобеленам, дизайнер среды и интерьера, иллюстратор. Решающее влияние на мой выбор оказал круг общения – ребята из театров. Часто бывают такие ситуации, когда все складывается будто по воле случая: тогда в «британке» как раз открылась новая специальность – «театральный дизайн». Решение я приняла за один вечер. Меня поддержали друзья, среди которых была художественный руководитель театра обско-угорских народов «Солнце» Анна-Ксения Вишневская.

– Каковы главные особенности работы художника-сценографа?

– Театр – это синтез разных компонентов, и в работе художника решающее значение имеет союз с режиссером. Ты не остаешься один на один с собой и своими замыслами. У тебя есть текст пьесы, который дает первый творческий импульс. С тобой режиссер, у которого множество задумок и образов. Есть музыкальное оформление, которое вдохновляет. Есть актеры, на которых смотришь и понимаешь, как они должны существовать на сцене. Считаю, что художественная форма должна выражать те идеи, которые заложили и хотели донести до зрителя драматург и режиссер.

Сценограф – это человек, который прежде всего работает по какому-либо материалу. Я предпочитаю классический способ выражения эмоций и с помощью художественного решения доношу до зрителя те идеи, которые появились во время совместного поиска с режиссером.

– Как разрабатывалась концепция художественного оформления новогодней кампании 2018-2019?

– Первое, что мы определили – ДИ «Нефтяник» должен превратиться в оплот русских сказок. Хотелось полностью погрузить детей и взрослых в народный колорит, помочь им проникнуться атмосферой тех стародавних времен, когда рождались предания и сказания, передававшиеся из уст в уста.

– Как шла работа над воплощением образов? 

– Работая с пространством дворца искусств «Нефтяник», нужно искать особый подход. Основной локацией мы выбрали выставочную зону в холле третьего этажа и остановились на концепции ярмарки. Эта идея режиссера Александра Будковского меня сразу воодушевила. Я знакома с русским народным фольклором, поэтому у меня уже был набор определенных образов. Начала создавать площадную, ярмарочную веселую историю. Нашла подходящие визуальные решения, которые, по-моему, отлично вписались в лаконичное, светлое и многофункциональное пространство дворца. Также ярмарочная тематика привлекла меня возможностью сочетать сказочное и реалистическое направления. В нашей экспозиции нет откровенно фантастических образов. Им мы предпочли всем понятные, близкие и «земные» – печку, путеводный камень, традиционные народные костюмы и домашнюю утварь.

– Какие проекты ДИ «Нефтяник» оказались для вас наиболее значимыми?

– День работников нефтяной и газовой промышленности – важное общегородское событие. Опыт работы над мероприятием такого масштаба бесценен. И после этого праздника, и после Нового года я испытала грандиозный подъем. С чем это связано? В ДИ «Нефтяник» я имею доступ к невероятному творческому ресурсу. У меня есть возможность творить вместе с талантливыми и дисциплинированными специалистами: режиссерами, сценаристами, видеохудожниками, инженерами. Большое значение имеет грамотное распределение обязанностей, слаженное взаимодействие творческих и технических служб. Этот симбиоз позволяет сконцентрироваться на первостепенных задачах. Появляется колоссальная работоспособность, желание достигать потрясающих результатов.

– Каковы Ваши главные стремления?

– Любой автор стремится быть услышанным и понятым, найти поддержку аудитории. Я хочу заниматься искусством не для себя, а для людей. Хочу помогать им развиваться, находить что-то интересное.

– Есть среди современных художников такие, чье творчество вас вдохновляет, служит ориентиром?

– Да. Это английский сценограф Эс Дэвлин. Она создает оформление для концертов, сотрудничает с поп-звездами первой величины. Крупная форма, массовые мероприятия, использование по-максимуму световых и видеоэффектов – ее конек.

– Каковы, на ваш взгляд, самые верные способы раскрыть творческий потенциал и обрести индивидуальность?

– Нужно делать то, что по-настоящему нравится. Не надо бояться от чего-то отказываться, что-то переделывать и начинать заново. Надо продолжать поиск, двигаться дальше. И слушать своего внутреннего художника!

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото из архива М.Саблиной