Сон разума, безумие бытия и сила искусства

Сон разума, безумие бытия и сила искусства

27.03.2019

Сергей Безруков  – о роли «маленького человека» на сцене и возможности выбраться из кромешного ада


Во дворце искусств «Нефтяник» 18 марта сургутяне получили удивительную возможность узнать, каких чудовищ способен породить сон разума, воочию увидеть происходящую в голове отдельно взятого человека борьбу, постичь всю хрупкость граней между омерзительным и прекрасным, погрузиться в беспредельный ужас бытия и соприкоснуться с фантастическим миром бессмертного Николая Васильевича Гоголя.

Всё это случилось благодаря спектаклю Московского Губернского театра «Сон разума». С режиссёром и исполнителем главной роли Сергеем Безруковым «СТ» удалось пообщаться после спектакля.

– Вы играли исторических личностей, великих писателей, а в «Сне разума» исполнили роль «маленького человека» Поприщина. Какие роли вам более по душе?

– Нет, ну это же классика, это Николай Васильевич Гоголь! Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели», Аксентий Иванович Поприщин из «Записок сумасшедшего» – гоголевские герои. А произведения Гоголя – это не только наша русская, это мировая классика. Лично для меня Гоголь – уникальное явление. Конечно же, крайне интересно воплощать на сцене одно из сложнейших его произведений. Поэтому я придумал такой спектакль, «Сон разума». Это – моя попытка постичь душу сумасшедшего человека, посмотреть на мир его глазами, понять его страхи, боль, нереализованность, комплексы. На сцене воплощаются все фобии и мыслеформы героя, появляется тот самый бес-искуситель, который терзает его. И в конце – ад сознания… Но надежда есть! С молитвой, с Богом всё возможно, даже выбраться из кромешного ада. 

Цитата

Сергей Безруков: «Для меня важен момент человеческого достоинства. Я хочу, чтобы им обладал каждый в нашей стране».

– Ваши первые три ассоциации с фамилией Гоголь.

– Гоголь – это ярко, сочно и глубоко по-русски.

– Проблема эскапизма, ухода от серой действительности в мир болезненных фантазий, в виртуальную реальность остра как никогда. Кому вы особенно порекомендуете к просмотру «Сон разума»?

– Здесь у нас нет никаких ограничений. Всем можно, нужно и должно смотреть этот спектакль, потому что мне очень важно, чтобы люди открыли для себя произведения Гоголя. В этом спектакле зашифрованы и «Нос», и «Шинель», и «Невский проспект». Ещё для меня важен момент человеческого достоинства. Я хочу, чтобы им обладал каждый в нашей стране. Чувство собственного достоинства… Как рассуждает Поприщин? Почему кому-то можно, а мне нельзя? У этого кого-то нос отнюдь не из золота сделан, а такой же, как у меня, как у всякого человека. Где те самые границы, что разделяют меня и его? Кто определил эти границы, эти барьеры? Почему кому-то можно всё, а кому-то нельзя ничего? Может, по бедности своей? Но бедность – это же не состояние души! Люди все одинаковы, а что кому-то везёт больше с деньгами и возможностями – это не показатель, не критерий отличия, не маркировка принадлежности к привилегированной касте достойных людей. И совсем не важно, в 19-м веке происходит действие или в 21-м. С этим разделением – условным разделением! – на богатых и бедных борется мой герой. Он восстаёт против существующей системы ограничений и приобретает силу, вступает в настоящую борьбу с дьяволом. Да, в моём спектакле зашифрована борьба с дьяволом – той силой, что искушает, провоцирует… 

Кстати. Роль Поприщина принесла Сергею Безрукову в 2016 году две престижные награды: Международную Премию К.С. Станиславского и независимую Премию зрительских симпатий «Звезда Театрала».

– …искажает чувство собственного достоинства, превращая его в гордыню.

– Да, дьявол ловит героя именно на гордыне: Поприщин начинает считать себя испанским королём. Потом искуситель даёт себя победить, но в результате герой сам становится им! Дьявол намеренно уступает позиции, отходит на второй план и возвеличивает Поприщина, круг замыкается… В «Сне разума» очень много метафор, иносказаний, отсылок: я зашифровал их буквально в каждом образе, в каждом мгновении сценического действа. Это такой подарок для людей, разбирающихся в творчестве Николая Васильевича. 

 Беседовала Анна СМИРНОВА 

 Фото из архива театра