Полёт феникса

Полёт феникса

17.04.2020

В некоем городе №18 жил-был Нэд Раух (Егор Дружинин), несостоявшийся актёр, владелец мастерской по изготовлению пуантов и балетных костюмов. Были у него любимая жена Лили (Вероника Ицкович) и две красавицы-дочери Элен и Эльза (Анастасия и Виктория Михайлец). После смерти матери семейства Нэд ищет забвения в вине, Элен возглавляет мастерскую и продолжает семейное дело, а Эльза начинает карьеру артистки балета… О чём всё-таки эта история? Таким вопросом задались гости ДИ «Нефтяник», пришедшие 15 марта на пластический спектакль «Элен и Эльза» – экспрессивное, смелое и потрясающе красивое произведение творческой команды «КЕД» (Москва).

Балет «Элен и Эльза» выстроен на контрастах: мелодраматически-незатейливый сюжет неотделим от предельно насыщенного событиями, метафорами и символами действия (режиссёр Егор Дружинин, хореографы-постановщики Дмитрий Масленников, Ирина Кононова, Ульяна Бачерникова), функциональная лаконичность сценического оформления (художник Александра Алексеева, художник по костюмам Яся Рафикова) – от концентрированной эмоциональности музыки (композитор Тимур Самигуллин), классические плавность и лёгкость – от ломаных линий эксперимента.

Как и положено в танцевальном спектакле, герои выражают чувства только с помощью пластических возможностей своих тел. Но совсем без слов не обошлось: часто в действие вклинивался пугающе-бесстрастный голос автоматической системы оповещения и объявлял о том или ином роковом повороте – похоронах Лили Раух, начале военных действий и мобилизации, пожаре в мастерской, подписании мирного договора... Это – голос самой судьбы, неумолимых обстоятельств.

Сквозной мотив постановки – мотив утраты и обретения целостности. Начинается спектакль с раскола семейства, который впоследствии стремительно идёт по нарастающей: вот в жизни близнецов появляется бравый офицер, и они на время превращаются в соперниц, вот гибнет отец, вот начинается война, и пути девушек расходятся окончательно. Герои одержимы жаждой воссоединения, недаром умершие родители остаются такими же полноправными участниками действия, как и их живые дети. Главный символ родственной любви и поддержки – красные пуанты, которые Элен мастерит для сестры. В них Эльза всегда танцует великолепно, независимо ни от физических травм, ни от душевной боли. Сёстры Михайлец очень похожи, и непроизвольно возникает ощущение, что героини вот-вот сольются в единое целое. А может, они и есть две ипостаси одной личности, две стороны одной медали? Ремесло и искусство, разум и чувство не могут существовать друг без друга. Точно таким же образом навеки связаны скромная труженица в швейной мастерской и ослепительная балерина на сцене…

Разлука калечит героинь физически и душевно. Элен чуть не погибает в пожаре, устроенном недоброжелателями, а Эльза после травмы и профессиональной неудачи глушит боль морфием и вскоре вместе с возлюбленным оказывается на дне общества. Сцены в обиталище жриц любви и морфинистов завораживают и вызывают чувство щемящей печали. Почти шокирующая откровенность танца уживается с чувством меры, не позволившим постановщикам и исполнителям перейти ту самую тонкую грань.

Сам Егор Дружинин назвал «Элен и Эльзу» притчей о любви. И действительно, это чувство присутствует здесь во всех видах и ипостасях. Любовь является для героинь (как, впрочем, и для всех нас) одновременно страданием и наслаждением, пыткой и источником исцеления, порабощающей силой и путеводной звездой.

В финале воссоединившиеся сёстры вместе работают в новой мастерской. Созидательная деятельность, осознание собственной нужности и чувство сопричастности к чему-то верному и достойному помогают выстоять, преодолеть любые невзгоды. Заключительным аккордом становится появление на сцене детской коляски. Благодаря этому символу рождения новой жизни становится понятен авторский посыл: теперь всё будет по-другому. Злоключения остались позади, наступил новый период – осмысленный, чистый, плодотворный. Элен и Эльза выстрадали эту новую общую жизнь, возродившись из пепла, словно феникс.

Кто-то «прочитает» этот пластический спектакль как захватывающую историю о сёстрах-близнецах, жизненных невзгодах и семейных узах; а кто-то за фасадом привычных конфликтов разглядит притчу о противоречивой человеческой натуре, мучительном поиске себя и долгожданном обретении личностной целостности.

Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ