Обрести свой голос, найти свой стиль

Обрести свой голос, найти свой стиль

14.08.2020

В июне детская театральная студия ДИ «Нефтяник» «Универсальный артист» приняла участие в окружном конкурсе любительского театрального искусства «Наш дебют-2020». Конкурс проходил в формате online. На суд жюри были представлены спектакли «Гадкий утёнок» и «История одной кошки». Обе работы оказались высоко оценены экспертной комиссией и стали лауреатами I степени в своей возрастной категории, а «История одной кошки» также победила в номинации «Лучший спектакль для детей».

О новом опыте дистанционного участия в конкурсе, особенностях и чаяниях подрастающего поколения, живом эмоциональном взаимодействии и плюсах онлайн-формата  корреспонденту «ПРОарта» рассказали начальник отдела театрально-развлекательной деятельности ДИ «Нефтяник» Ирина ПЭДУРАРУ и ведущий специалист Татьяна ГУЛЕВАТАЯ.

– Что ребята получили благодаря участию в онлайн-конкурсе?

Татьяна Гулеватая: – Фестивали и конкурсы приносят только положительные результаты. Дети видят как собственный уровень, так и уровень других участников, получают чёткие ориентиры. Это наш первый опыт выступления в конкурсе дистанционного формата. Мы, конечно, ожидали, что будем молодцами (улыбается. – Прим. ред.), уровень наших ребят весьма достойный. Этот успех дал им стимул к дальнейшей работе, к продолжению занятий. Родители радовались тому, что, несмотря на ограничительные меры, студийцы достигают таких результатов.

Ирина Пэдурару: – Конечно, онлайн-формат не заменит живого общения и взаимодействия. Самая интересная и волнительная составляющая фестиваля – круглые столы с обсуждениями спектаклей-участников и мастер-классы, обратная связь от жюри. А в дистанционном формате всё упрощено.

Т.Г.: – Да, ощущения, когда выходишь на сцену и играешь для зрителей, поистине непередаваемы, их нельзя сравнить ни с чем. Но всё равно прекрасно, что многие театральные фестивали и конкурсы осваивают онлайн-форматы. По крайней мере, это помогает продолжать творческий процесс в сложившейся ситуации.

– Как проходила техническая подготовка к конкурсу?

Т.Г.: – В положении прописаны определённые требования, в том числе съёмка с одного ракурса, без нарезок, крупных планов, подзвучки. Спектакль должен быть таким, каков он есть. Так как у нас спектакли интерактивные, то мы выбрали видео, на котором чётко зафиксированы взаимодействие со зрителями, их эмоции и реакция на происходящее.

– Возможен ли некий симбиоз между живым театральным представлением и онлайн-форматом?

И.П.: – Думаю, возможен. Мы никогда не упускаем из виду, что сегодняшние «дети гаджетов» – абсолютные визуалы, активно используем в своих программах видеоконтент, прибегаем к обширным техническим возможностям современного театра. Столь важную для артистов эмоциональную отдачу мы получаем только вживую, но это если говорить именно о театрализованных представлениях. В ДИ «Нефтяник» проводятся мероприятия разного формата, в их числе – дискотеки для школьников и тематические вечеринки Клуба старшеклассников. На них мы активно используем соцсети, фотоконкурсы, хештеги. Ребятам интересно выйти в Instagram, «запостить» селфи, набрать «лайки» и получить призы.

– Детский спектакль будущего. Какой он?

Т.Г.: – Динамичный, с основным акцентом на визуальную составляющую. Он стоит на трёх китах: смене красочных локаций, минимуме диалогов, максимуме действия. Конечно, нужно активнее обращаться к классической литературе, к шедеврам отечественной драматургии. В них содержатся все необходимые детям и молодёжи смыслы, но нужно уметь модернизировать эти произведения, подать в новой увлекательной форме, сделать максимально доступными для восприятия.

И.П.: – Да, новые интерактивные формы – прекрасная возможность донести до ребят саму бессмертную, вечно актуальную суть классического произведения. Интерактивный спектакль способен дать детям намного больше, чем видеоигра, а именно возможность принять участие в подлинном действии, ощутить себя полноправным персонажем истории, разделить свои эмоции с другими юными зрителями. Это одна из ключевых причин успеха спектаклей Татьяны.

– Переход на дистанционный формат обучения не сказался на качестве занятий в театральных студиях ДИ «Нефтяник»?

Т.Г.: – Работа со студийцами у нас не менее интенсивная, чем была до режима самоизоляции. Мы так же продумываем планы занятий по сценической речи, актёрскому мастерству, пластике, а ребята с удовольствием выполняют задания и присылают видеоотчёты. Даже во время каникул их интерес остаётся столь же сильным. Им нравится снимать фото и видео, выкладывать в соцсети, вести блоги на YouTube. Это их стихия, в ней они чувствуют себя как рыба в воде и получают больше возможностей для самовыражения.

И.П.: – Например, ребёнок не просто выполняет задание по актёрскому мастерству «на камеру», но и монтирует ролик, размещает его в своём аккаунте, делится успехом с подписчиками. Возможность получить новую порцию внимания и «лайков» – тоже очень хорошие стимулы для усердных занятий. Поэтому в онлайн-формате определённо есть преимущества, а вынужденные меры мы сумели обратить на пользу.

– Какие качества наиболее выражены у современных подростков?

Т.Г.: – Сегодня ребята не склонны задаваться вопросами типа «кем ты себя видишь?», а предпочитают мыслить категориями «модно – не модно», «в тренде – не в тренде». Быть в топе, в теме – основные стремления. Их интересует не то, что будет когда-то, а то, что актуально сейчас. Они с удовольствием рассказывают, как одеваться, что смотреть, кого слушать, а вот на вопросы, предполагающие мышление «на перспективу», ответить затрудняются.

И.П.: – Но занятия в наших студиях «Фантазёры» и «Универсальный артист» помогают им взглянуть на мир с другого ракурса, с нами они учатся находить интересное не только в трендовых вещах. Наши педагоги объясняют детям, что мода и тренды постоянно меняются, поэтому являются очень ненадёжными ориентирами. Самая важная задача – найти себя, обрести собственные ценности, мнение, голос и стиль. А для этого надо не только потреблять чужой контент, но и учиться творить самим. Наша цель – донести это до ребят, пробудить их творческое начало и самостоятельность.

Т.Г.: – Ещё им присущ соревновательный дух. Обилие информации о жизни людей во многих точках мира породило огромное количество сравнений. Если подростки «доинтернетной» эпохи равнялись главным образом на лидеров своего класса или компанию друзей, то теперь примерами для подражания и объектами соперничества переполнены все соцсети.

– А это не повредит? С одной стороны, успехи сверстника из Москвы или Лондона могут вдохновить на достижение успехов собственных, но также есть риск снижения самооценки из-за некритичного восприятия информации…

И.П.: – Да, существует риск потеряться в обилии контента самого разного качества, самой разной степени правдивости, впасть в ненужные сравнения, заменить весь мир экраном смартфона… Но не обошлось и без плюсов. Так, социальные сети дают хорошую возможность заявить о себе тем ребятам, которым в силу стеснительности или других особенностей характера труднее проявить таланты и способности непосредственно в коллективе сверстников. В школе они могут быть незаметны, а дома наедине со своими мыслями, идеями и смартфоном ведут себя иначе, раскрываются и раскрепощаются. В этом случае самооценка не страдает, а, наоборот, повышается.

– Вы обе – мамы сыновей-дошкольников. У вас есть любимые методы отвлечения детей от гаджетов?

И.П.: – Мои дети получают доступ к смартфонам по чёткому графику. Мы с мужем стараемся отслеживать, чтобы они играли в развивающие полезные игры, вовлекаем их в общение и совместное творчество. Меня радует, что если им предложить выбор между смартфонами и велосипедами, они предпочтут второе. Окружающий мир всё-таки интереснее, чем виртуальный. Бывает, сыновья сидят, как и положено сегодняшним детям, в телефонах, а я захожу в комнату и просто начинаю рисовать или лепить. Ничего им не говоря. Но они сразу откладывают телефоны в сторону и подключаются к процессу создания поделки. Думаю, свою роль здесь ещё играет, что они скучают по много работающей маме и рады возможности пообщаться (улыбается. – Прим. ред.). Время, проведённое вместе, бесценно.

Т.Г.: – Мы с сыном готовимся к школе и стремимся совмещать приятное с полезным: дистанционные онлайн-задания по предметам и геймифицированные процессы обучения явно идут на пользу, соответствуют детскому восприятию. Ребёнок понимает, что это не просто развлечения, что в интернете можно учиться, найти много интересного и полезного. Поэтому, выполнив такие игровые задания, сын быстро переносит внимание на другие занятия.

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ