«Хочу, чтобы люди полюбили театральное искусство»

«Хочу, чтобы люди полюбили театральное искусство»

18.12.2018

Во дворце искусств «Нефтяник» давно и успешно действует театр «Два с половиной». Его постановки – будь то проверенные временем «Бойцовский клуб» и «Дон Кихот» или недавняя премьера «Ревизор XXI» – пользуются любовью сургутского зрителя и неизменно собира­ют аншлаги. Любительский театр – это удивительный сплав сцены и педагогики, искусства и познания. Об особенностях работы с непро­фессиональными актёрами, репертуаре театра и дальнейших твор­ческих проектах мы поговорили с руководителем театра, режиссё­ром Александром БУДКОВСКИМ.

– Что, на ваш взгляд, важнее в любительском театре: процесс или результат?

– Интересный вопрос. Процесс необходим для людей, которые впервые пришли в театр и зна­комы с ним понаслышке. Именно в процессе можно их влюбить в театральное искусство, показать всю его прелесть. Но у любого процесса должен быть какой-то итог. Для на­ших студийцев стимул – это выпуск спектакля, премьера, когда им апло­дируют их друзья, коллеги. Поэтому мне кажется, что одинаково важ­ны и процесс, и результат. Работа не должна проделываться впустую.

– Каковы ваши принципы ра­боты с творческим коллективом?

– Я называю наш принцип рабо­ты «спартанский театр». У нас взята за образец модель Спарты, где всё решалось демократическим путём. Мы в нашем театре ищем решение актёрских задач общими усилиями. Каждый имеет право голоса, к каж­дому мы прислушиваемся. Наш ос­новной принцип – взаимоуважение и равноправие.

– Как вы прививаете студий­цам умение работать в ансамбле? Особенно непросто с этим сейчас, во время гаджетов и соцсетей… Как отметила руководитель дет­ской театральной студии «Фан­тазёры» Наталья Коломия, детей приходится учить общаться и вза­имодействовать друг с другом.

– Я занимаюсь со взрослыми людьми, поэтому мне в этом плане несколько проще. Самое приятное, что они сами чувствуют потребность в живом общении. Им надоедает постоянная жизнь в гаджетах, пре­бывание в сетях. Они идут в студию в первую очередь за совместным деланием. У нас есть золотое правило: при­ходишь на репетицию – телефон отключаешь на два-три часа, чтобы ничто не мешало работе. Людям это нравится, и с каждым разом мно­гим всё проще и проще отказывать­ся от телефона.

– В чём, по вашему мнению, главное отличие любительского театра от профессионального?

 – На мой взгляд, отличия мини­мальные. Наверное, в любительском театре спрос с людей ещё выше, а у режиссёра больше творческой свободы, возможностей экспери­ментировать, импровизировать, кое-где даже рисковать. Я не считаю себя ни любителем, ни профессио­налом. Мы просто честно, добросо­вестно делаем дело, которое любим, и получаем отклик зрителей.

– По каким критериям прово­дится отбор новичков?

– Кастинг мы проводили в этом году впервые. Наши потребности возросли: большее количество спектаклей требует больше людей. У нас не проводилось классических актёрских испытаний вроде чтения стихов и  басен.  Первоначальный этап был простой: главное, чтобы человек к нам не побоялся прийти! Потом мы беседовали и проводили лёгкие тренинги, чтобы понять, на­сколько хорошо соискатель владеет телом и речью, насколько он откры­тый и раскрепощённый. Жёстких критериев нет, потому что работать можно со всеми людьми. Человек приходит в любительский театр не зарабатывать на жизнь, а учить­ся новому. Шанс надо давать всем, для каждого можно найти роль.

– С какими проблемами вы и студийцы сталкиваетесь в твор­ческом процессе?

– Главная и, пожалуй, единствен­ная проблема на сегодняшний день – высокая занятость. У всех дела, рабочие обязанности, семьи. Поэтому бывает трудно собраться на площадке в нужное время. Хотя раньше проблемы были куда серьёзнее, на уровне города: одно время театральную и вообще куль­турную жизнь у нас стали, если мож­но так выразиться, закрывать. Пять лет назад, когда театр «Два с полови­ной» только начинал свою деятель­ность, мы репетировали в подваль­ном помещении. Люди проходили мимо нас и недоумевали, зачем мы вообще этим занимаемся, ко­му это нужно и интересно… Но мы продолжали работать и сегодня вы­ступаем на одной из лучших площа­док округа. Эти трудности оказались временными и теперь утрачивают остроту.

Вторая проблема – это воспита­ние в сургутском зрителе любви к те­атру. Люди охотно шли на спектакли именитых театров, а вот к местным относились с каким-то недовери­ем… И вот на протяжении пяти лет мы воспитывали своего зрителя, прививали ему любовь к искусству. Думаю, у нас получилось! Взять, например, результаты этого года: премьера спектакля «Ревизор XXI» прошла с переаншлагом, вместо 200 зрителей было 250. Могу ска­зать, что в Сургуте сформировалась театральная среда. Это молодые, активные, заинтересованные люди. Они хотят приходить к нам снова и снова. В наших силах влюбить их в театр окончательно!

– А как вы решаете проблему времени?

– Здесь главную роль играет са­мосознание участника творческого процесса. Актёр-любитель может всех предупредить, что сегодня на репетицию не явится, но чувство товарищества и ответственности за общее дело возьмут перевес. Тог­да он находит возможности, меняет планы и всё-таки приходит репе­тировать. Большая поддержка ис­ходит от семей. В «Ревизоре» у нас задействован преимущественно мужской состав, и у многих актёров жёны – молодцы! Они идут навстре­чу, отпускают супругов, относятся с пониманием. Совместными усили­ями мы смогли преодолеть трудно­сти. Главное – идти к своей цели.

– Как поддерживаете творче­скую атмосферу в коллективе?

– В первую очередь, тренингами. У нас есть моменты репетиционные и учебные. Большое значение имеют общие увлечения, такие, как кино, настольные игры. Мы много време­ни проводим вместе, хорошо друг друга знаем, в коллектив быстро вливаются новички. Со студийцами встречаемся не только на площад­ке, но и в повседневной жизни. Друг другу доверяем, наверное, именно это поддерживает всех в тонусе, за­ряжает желанием работать. И, ко­нечно, куда же без такого стимула, как благодарность зрителей! Имен­но аплодисменты зала – наша глав­ная оплата. Благодаря такой обрат­ной связи появляются вдохновение и желание создавать нечто новое.

– По какому принципу выби­раете произведение для поста­новки?

– Два главных критерия – каче­ство литературного первоисточ­ника и его незаезженность. Второй аспект очень важен. Не могу при­помнить много театров, которые ставили бы «1984» Джорджа Оруэлла и «Бойцовский клуб» Чака Паланика. Мы стараемся идти в ногу со временем.

– Ваш любимый спектакль из репертуара театра?

– Сложный вопрос! Прошла пре­мьера «Ревизора». Все отметили, что это высшая точка мастерства, которой мы достигли на сегодняш­ний день. А лично мой любимый спектакль – «Дон Кихот». Серван­теса я хотел поставить, будучи ещё школьником, потому что это мате­риал многогранный, обширный. Сегодня политическая обстановка в стране противоречит самому принципу донкихотства. В августе мы показали «Дона Кихота» на меж­дународном фестивале «ЛИК» в Пушкинских Горах, спектакль про­извёл фурор, получил признание известных театроведов и выиграл Гран-при. Меня поразила реакция зрите­лей: они подходили и восхищались тем, что мы не побоялись затро­нуть тему Дона Кихота в современ­ной действительности. В эту ра­боту мы вложили всю душу, в нём прекрасно сошлись все составляю­щие: актёрская игра, музыка, свето­вое оформление. Мы отыграли уже семнадцать спектаклей – это свое­образный рекорд. Каждый раз по­становка превращается в нечто но­вое, изменяется к лучшему, живёт своей жизнью. И это самое дорогое!

– Какие произведения театр «Два с половиной» планирует ос­воить в будущем?

– В 2019 году мы хотим реализо­вать масштабный проект – полно­форматный спектакль для большой сцены, посвящённый сургутским нефтяникам. Подвиг первопроход­цев, на мой взгляд, вполне сопоста­вим с подвигом покорителей кос­моса. Я сумел это по-настоящему прочувствовать и понять только сейчас, в возрасте 28 лет, когда серьёзно задумался о том, какой титанический труд был проделан. Этой постановкой мы хотим отдать должное сургутским нефтяникам, которые осваивали наш край, осно­вывали город и наращивали мощь всей страны… И, разумеется, хотим помочь подрастающему поколе­нию составить верное представле­ние об этой профессии, показать тяжесть труда и красоту подвига первопроходцев. Для этого найде­ны хорошие литературные источ­ники – «Жизнь на ветру» Алексан­дра Усольцева и «Большая нефть» Елены Толстой.

– Ваша главная цель?

– Хочу, чтобы люди полюбили те­атральное искусство и чтобы Сургут ассоциировался не только с нефтя­ными промыслами, но и с творче­ским потенциалом его жителей. Нас радуют аншлаги, но мы не гонимся за коммерческой прибылью. Ис­кусство даёт прибыль другого ро­да, не сиюминутную. Эту прибыль нельзя ощутить, она не материаль­на, но приносит результаты в дол­госрочной перспективе. Как бы высокопарно это ни прозвучало, мы стараемся ради людей. Мы хо­тим сделать мир лучше и сами хотим стать лучше.

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы  БЕРШАНСКОЙ