Фолк – это всё исконное и глубинное

Фолк – это всё исконное и глубинное

13.11.2020

Философ Иван Ильин писал: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение».

О русской песне и её главных особенностях, о народной культуре, а также о том, чем подлинный специалист-фольклорист отличается от исследователя, корреспонденту «ПРОарта» в преддверии Дня народного единства рассказала солистка ДИ «Нефтяник» Анна КОЛЕСНИКОВА.

– С чего началась ваша любовь к народному творчеству?

– Я родилась в музыкальной семье: папа, не будучи профессионалом, свободно играл на гитаре, фортепиано, баяне, балалайке, а мама хорошо поёт. Видимо, задатки унаследованы от родителей.

Искусством я занимаюсь с четырёх лет, с того же возраста стала выходить на сцену, участвовать в конкурсах. Тогда я ещё не понимала, что в душе народница, а просто выражала себя через детские песни. Эксперты настоятельно рекомендовали продолжать работать над развитием способностей, поэтому следующим этапом стало обучение в музыкальной школе.

А в школе общеобразовательной я была зачислена в класс с музыкально-творческим уклоном: половина ребят занимались хореографией, половина – народным творчеством, выступали в составе ансамбля «Веретёнце». Наш руководитель Анатолий Филиппович Камакин – замечательный человек и педагог – привил нам любовь к этому направлению.

– Всё больше убеждаюсь, что среди народников не бывает случайных людей. Всех словно сама судьба ведёт с детства…

– Да. Фольклор – это моё призвание. В этой теме я чувствую себя как рыба в воде, мне она близка. Поэтому решение продолжать следовать этой стезёй было чётким и осознанным.

После школы я поступила в музыкальное училище, где на тот момент было отделение по подготовке руководителей народного хора. Но на самом деле наша специализация была намного шире – мы занимались именно фольклором: углублялись в истоки, собственноручно шили костюмы, реконструировали всевозможные обряды, изучали и исполняли тот материал, который пели наши бабушки и дедушки. Это были не современные стилизации, а исторический аутентичный фолк. Параллельно я пела в ансамбле «Отрада», активно участвовала в конкурсах, фестивалях, постановках.

Высшее образование я получила на факультете музыкальной фольклористики в Челябинской государственной академии культуры и искусств.

– Дайте своё определение понятию «фолк».

– Фолк – это очень обширное понятие, которое включает в себя устное, декоративно-прикладное, музыкальное народное творчество, бытовую и сакральную сторону жизни. Это настоящий кладезь всевозможной информации, о котором можно говорить бесконечно. Лично для себя предпочитаю разграничивать понятия «фолк» и «народное творчество». Фолк – это всё исконное и глубинное, это прежде всего быт, а народное творчество включает в себя современные интерпретации фольклорных мотивов, адаптированные для сцены.

– Как вы подбираете репертуар?

– Разумеется, на сцене ДИ «Нефтяник» мы исполняем произведения обработанные, адаптированные для восприятия современного слушателя. Потому что исконный фолк, по мнению многих, совсем не сценичен. Неподготовленному человеку тяжело воспринимать фольклорное произведение в его неадаптированном, бытовом формате. Хотя это наша культура, наши традиции, которые мы должны любить, ценить, уважать, сохранять и передавать детям. Для того, чтобы воспринимать музыкальный фолк в чистом виде, считывать все смысловые посылы и символы, необходимо вырасти в соответствующей среде.

– Наверное, в том числе и поэтому бытует мнение, что народная песня популярна в основном среди людей старшего поколения. Вы согласны с ним?

– Это не так. Меня радует, что далеко не везде молодые люди относятся к фолку лишь как к экзотике. В нашей стране действует общественная организация «Российский фольклорный союз», которая поддерживает многочисленные молодёжные движения. В этих движениях состоят мои друзья. Они занимаются изучением русской народной культуры, ездят в научно-исследовательские экспедиции, развивают исполнительское искусство. Для сцены образцы аутентичного фолка, конечно, перерабатываются, отбираются более поздние варианты исполнения.

– Какую пользу способно принести молодым людям изучение народной культуры?

– Главным образом, здоровые ориентиры. Наша культура несёт в себе множество функций, в том числе воспитательную. Раньше не растили мужиков или мужчин, растили богатырей. Мальчик рос с пониманием своей миссии – быть защитником и добытчиком; девочка осознавала себя устроительницей и хранительницей очага. Всё было чётко определено, у каждого своё предназначение, свои обязанности, своя работа.

Отношения наших предков друг с другом и со всем миром были ясными и гармоничными. Это выражалось во всех жизненных аспектах. Так, трудясь на поле, они относились к земле не потребительски, а бережно; это было уважительное сотрудничество. Человек чётко понимал и свои обязанности, и свои возможности: от него зависело лишь дело его рук, качество его собственного труда, а желанный результат – щедрый урожай – зависел ещё от многих условий. Человек не мог приказать дождю пойти, в его силах было только почтительно попросить об этом высшие силы.

Подобные примеры уважительного отношения к родной земле и друг другу, трудолюбия и верного осознания собственной роли в этом огромном мире – именно то, чего зачастую так не хватает современным людям.

– Как вы рекомендуете пробуждать интерес к народному творчеству у детей и подростков?

– На самом деле многие дети этим увлекаются, с радостью и готовностью воспринимают народную музыку и подробные рассказы о древних традициях. Важный возраст – с четырёх до пяти лет, когда сознание ребёнка ещё чистое, а от избыточных воздействий гаджетов и культуры массовой его ограждают родители. Те дети, которые с малого возраста начинают заниматься народным искусством, ценят и любят его, развиваются умственно, физически и творчески. Это очень радует!

Как привить такой интерес и поддерживать его? Здесь нужен комплекс мер: приобщение ребёнка к традиционным играм, русским сказкам и народным календарным праздникам. Но в случае с праздниками важен правильный подход. Например, на Масленицу нужно не только устраивать семейное чаепитие с блинами, но и пытаться вместе с чадом узнать как можно больше интересных фактов: зачем нужны проводы зимы, что такое настоящее народное гуляние и почему оно было так важно для наших предков.

– Легко ли найти баланс между эффектной «картинкой» эстрадного номера и глубиной, одухотворённостью народной песни?

– Эстраду мы любим в первую очередь за красивый визуальный ряд, в то время как главное свойство русской песни принципиально иное – задушевность, которая совсем не предполагает ярких внешних эффектов. Это противоречие кажется непреодолимым, но найти компромисс можно всегда. Бывает отличный результат и сотрудничества исполнителя с постановочной командой: когда режиссёр не просто грамотно составил общую «картинку», но и сам прочувствовал суть, проникся атмосферой. Тогда складывается подлинный тандем, а песенный номер превращается в маленький спектакль. Возможно сделать всё, главное, суметь по-настоящему погрузиться в материал.

А бывает, исполнитель обладает столь обширными душевными возможностями передавать заложенное в песне эмоциональное состояние, способен так сильно и точно выразить все чувства, что какие-либо дополнительные средства просто излишни.

– К чему надо быть готовым начинающему фолк-исполнителю?

– К экспериментам. Нужно понимать, что фолк и современная музыкальная культура – это совершенно разные явления. Поскольку народная музыка в чистом виде не вписывается в нынешние форматы, нужно проявлять гибкость творческой мысли, уметь экспериментировать, быть открытым для сотрудничества с разными музыкантами и готовым к поиску новых стилей, направлений, форм. Если этому не научиться, то рискуешь остаться исследователем, а задача фольклористов – не просто изучать культуру и традиции, а прививать их современникам. Когда мы выходим на сцену и исполняем народную песню, то уже зарождаем у зрителей интерес к истокам, корням, вдохновляем их на вопросы и поиски информации.

– Какие чувства у вас пробуждают слова «Россия», «Русь»?

– Когда я исполняю песни про Россию, то испытываю трепет, во мне буквально «кричат» патриотические чувства. Свою страну люблю, очень за неё переживаю, понимаю её особенный нелёгкий путь и надеюсь, что все наши традиционные русские движения смогут повлиять на сегодняшнюю действительность и передать нечто ценное следующим поколениям.

Беседовала Анна СМИРНОВА 

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ и из архива А. Колесниковой