Чудеса самопиара, или Этот вечный Хлестаков

Чудеса самопиара, или Этот вечный Хлестаков

26.01.2019

Существует мнение, будто для успешной карьеры и жизненного преуспевания важнее казаться, чем быть. Не имеет значения, кто ты на самом деле, каковы твои реальные знания-умения-заслуги. Главное – способность оказаться в нужном месте в нужное время и качественная самопрезентация. Создашь удачный имидж – и он будет работать на тебя. А еще лучше, если при этом сам себе поверишь. Тогда есть все шансы горы свернуть…

Спектакль «Ревизор XXI» по хрестоматийной комедии Н.Гоголя – новинка конца 2018 года от театра «Два с половиной». В очередной раз интеграция классики в современность режиссером Александром Будковским увенчалась успехом. Чувствуется, что постановщик находится в непрерывном диалоге со своим зрителем, понимает его. А зритель платит ему взаимностью. Режиссер Будковский умело дозирует юмор и серьёзность высказываний, традиционные трактовки и собственное ноу-хау. Отдельно стоит отметить работу над текстом пьесы. Реалии нашей жизни и современный сленг (в умеренном количестве!) в сочетании с неповторимым своеобразием гоголевского языка порождают вовсе даже не причудливое, а весьма органичное, убедительное целое.

Трактовка гоголевских персонажей вписывается в классические каноны. Актерский ансамбль – сборная театра «Два с половиной» и студии «Кулисы» Городского культурного центра – все так же впечатляет слаженностью и обезоруживает искренним удовольствием от игры, куражом. В нем каждый на своем месте, от городничего (чудесная актёрская работа Игоря Кутькова, этакая смесь водевильного папаши и стареющего жизнелюба Дон Жуана) до слуги Осипа (Семён Сиромаха) и трактирщика (Александр Шерстюков), потчующего надоевшего постояльца-должника «дешевой и сердитой» сосиской в тесте.

Хлестаков в исполнении Никиты Францукова – не хладнокровный интриган, а обаятельный враль, «фитюлька»… но «фитюлька» хитрая и находчивая, умеющая обратить обстоятельства себе на пользу. Попугайская яркость костюма, суетливость, экзальтированные жесты – всё выдаёт в герое энергичного пустомелю, пустоцвет. Какой знакомый типаж, не правда ли? В каждом офисе подобный найдется не в одном экземпляре. Но именно пустота, как зеркало, улавливает и отображает недостатки окружения. Опасно ее недооценивать.

«Я каждый день в Кремле! Меня даже Дума боится! Меня завтра назначат…фельдмаршалом!» – в припадке безумного самоупоения криком кричит Хлестаков. Вокруг него застыли истуканчиками благодарные зрители, с почтением внимающие диким историям о талантах немеряных и теснейшей дружбе с киркоровыми-пугачевыми.

Такие нововведения воспринимаются на ура. Какая разница, на чем мечтает разъезжать Хлестаков: на тройке или на «мерсе»? Суть-то неизменна. Пустые амбиции, падкость на внешние эффекты, стремление выглядеть лучше, чем есть на самом деле, – бич человечества во все времена. Именно эти качества роднят Хлестакова с его невольными жертвами. Свита сама выбрала себе короля и заботливо сшила ему наряд из ничего. Попав в окружение мелких мошенников, Хлестаков подражает и умело мимикрирует, только и всего. У него одна задача – выкрутиться, выжить. Это сегодня занесла его нелегкая в уездный городок, а где он окажется завтра? Может, действительно на Рублёвке? Впрочем, за Хлестакова переживать не стоит, он приспособится везде. Он вечен.

А вот остальным ничего хорошего ждать не приходится. Все эти городничие, земляники (полное перевоплощение, до мелочей выверенный образ Леонида Алексеева), ляпкины-тяпкины (экспрессивный, эмоциональный Андрей Конышев), хлоповы (очаровательно-трогательный даже в роли канцелярской крысы Дмитрий Новиков) и бобчинские с добчинскими (дуэт прирожденного комика Дениса Севрюгина и «универсала» Александра Будковского) дорого заплатили за стремление прикрывать свои грешки и за иллюзию уютного мирка, где всё легко-просто, шито-крыто, все играют по их правилам. В финале холодный голос автоматического оповещения, информирующий о прибытии из столицы проверяющего чиновника, кажется гласом бесстрастного, неумолимого, карающего божества. Безумный карнавал сладкого самообмана окончен, заявила о своих правах жестокая действительность…

У театра «Два с половиной» вышла история не о вечных проблемах российского или еще какого-либо государства. Человеческий разум несовершенен по определению, и глупо ожидать безукоризненности от системы, созданной людьми. Куда большей проблемой выглядят иллюзии всех и каждого, бесконечное потакание своим слабостям. Они и формируют ту благодатную, щедро унавоженную почву, на которой цветут буйным цветом сорняки-хлестаковы. И это еще не самые ядовитые цветочки!

Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ